Мама: Саша, ты что, эти драные штаны собрался надевать?
Сын: Да. Позорить тебя пойду!
Обожаю этот диалог из концерта "Уральских пельменей"!
О, да, и я "позорила" родителей. Только в детстве вот так смело сказать "позорить тебя пойду" не могла, не те времена были. Понимание своей свободы от ограничений и переживаний близких пришло позже.
Мои родители оба 40-х годов. Я уже где-то рассказывала, наверное, когда писала о 70-х, что поколение (цифра, качество года) тоже имеет влияние на поведение и характер. Причём достаточно сильное влияние, потому что это десятилетие, когда приходят дети с определенной волной, восприятием мира. Можно даже отследить некую общую тенденцию в развитии общества в целом за счёт этого влияния.
Так вот, о тех, кто родился в 40-е годы:
Это люди безусловно сильные духом. Если мы посмотрим на нашу историю, то все они родились во время Великой отечественной или при восстановлении страны в послевоенное время. Время безусловно трудное, когда нужно было многое себе объяснить, не жаловаться, уметь принимать трудности, спокойно выдерживая все невзгоды. Это же поколение в зрелом возрасте (после 40 лет - снова любимое число) пережило перестройку и безвременье 90-х. И тоже во многом за счёт своего основного качества - силы духа, уважения к нормам и правилам общества, способности отодвинуть личное ради общих идеалов, общего выживания.
Четвёрка в этом случае работает как коллективизм в самом лучшем и самом противоречивом понимании качества. С одной стороны, это понимание ценности всех общественных инициатив и государственности как основы общества. В этом случае государство действительно воспринимаемся как система, которая защищает, создавая все законы как систему безопасности граждан. И поколение 40-х действительно так воспринимают государственность - это некий общий гарант безопасности, каковым оно, вероятно, и должно быть в принципе.
Да, причастность к коллективу - это действительно залог безопасности. Именно люди могут прийти на помощь, остановить от саморазрушения, помочь и поддержать в трудностях.
И ведь никого не бросали, за каждого боролись. Была система общественного порицания, взаимопомощи и тд. В школе, например, слабого ученика сажали за парту с отличником, были пионерские дружины, которые помогали пенсионерам и пр.
Но у качества есть и та сторона, которую необходимо преодолеть, если человек стремится развиваться. Дело в том, что коллектив нивелирует и потихоньку стирает всё личное. Это тоже условие выживания - важными становятся не личные задачи, а общественные, общие, коллективные. А в связи с этим уходит и личная ответственность за свой путь, развитие, жизнь. Незаметно человек, служа общему делу, может ожидать решения своих вопросов от того великого, чему он служит. Не знаю, знакомо ли вам, мне очень знакомо.
На меня это тоже влияло. И в детстве я многого не понимала:
Мои родители выписывали мне газету «Пионерская правда» до тех пор, пока она существовала. Им было не важно, читаю я её или нет (я читала, кстати, только последнюю страницу, где печатали художественные тексты), важен был факт моего приобщения к общегосударственным и мировым процессам. А на стене в моей комнате висела политическая карта мира размером метр на почти два метра (мне она казалась огромной), наклеенная на дсп, специальным образом обрамлённая и прибитая на огромные гвозди так, что снять её сама я так никогда и не смогла. Папа регулярно читал мне лекции о том, как важно интересоваться жизнью общества, смотреть и слушать новости, изучать географию и политическое устройство. Мама регулярно возмущалась моей бессовестности и свободомыслию. Я понимала, что не вписывалась в их ожидания. Но мучительно в детстве пыталась им соответствовать, в результате чувствовала себя виноватой и «неправильной».
Я человек другого поколения, 70-х, мои ценности тоже связаны с общечеловеческими процессами развития, и мне так же важно, чтобы счастливыми становилось значительное количество людей . Но в моем мышлении, и как я вижу у своего поколения и поколения 80-х и 90-х, чётко есть понимание, что да, миру важен каждый человек, но коллективно путь к счастью построить невозможно, потому что мало того, что все разные, но каждый должен увидеть, что именно он сам для себя может сделать, то есть должна включиться личная ответственность.
Помню, как я пыталась это объяснить родителям и даже помню, как в какой-то момент выдохнула и переслала пытаться. А потом постепенно приняла эти ценности, просто уважая их выбор.
Недавно общались с мамой, и она поделилась, что вышло постановление о надбавке к пенсии тем пенсионерам, у кого непрерывный стаж 40 лет и больше (снова любимая цифра). И она очень довольна и горда, и я, конечно, тоже, что у неё именно такой непрерывный стаж. У отца тоже, но ему нужно восстанавливать записи в трудовой книжке, и она за это переживает, так как всё должно быть справедливо. И важна ведь не сумма даже, а сам факт благодарности от государства, справедливость за их участие в общественных процессах.
Да, это поколение в большинстве своём очень много работали, верили государству, соблюдали законы, иной раз подавляя свои потребности.
Это, безусловно, люди, направленные в своих поступках и размышлениях на справедливость, готовые выяснять причины происходящего, но иной раз отказывающие себе и близким в слабостях или личных задачах. То, что не вписывается в представления о безопасности и правильности развития человека и общества, ими может быть отвергнуто.
Если ваши родители тоже 40-х годов рождения, и вас тоже коснулись эти моменты, то независимо от количества 4 в тесте, вопросы личного и общественного, личной и коллективной ответственности, вам решать приходится или приходилось.